Осенние каникулы! Ближайший заезд: 25-31 октября!
Главная / Сотрудники / Чем полезна свечка вожатому?

Разговор по душам:

чем полезна свечка вожатому?

   Роль вечернего сбора отряда переоценить трудно. Это ключевой, подводящий итоги момент дня: собравшись в кругу и по очереди делясь своими мыслями, дети ощущают теплоту живого общения. «Свечка», или «Hometalk», как говорят в «Евроклубе», не только способствует снятию эмоционального напряжения, но и помогает детям расслабиться. Как правило, каждый день в лагере насыщен физическими и умственными активностями, творческими занятиями, мастер-классами и мероприятиями, в ходе которых школьники раскрывают свой потенциал, знакомятся и взаимодействуют друг с другом. Их переполняют эмоции от прожитого, поэтому вечернему сбору отводится крайне важная роль осмысления и рефлексии. Но не только: как бы полезна ни была свечка детям, она может стать и опорой в деятельности вожатых.

      В чем секрет? Если абстрагироваться от многофункциональности отрядного сбора в целом, то к преимуществам свечки стоит отнести и тот факт, что она действительно усиливает сплочение коллектива. В особенной, домашней обстановке (вожатые - Лорды и Леди «Евроклуба» -  уделяют ей особое внимание) детям легче выговориться, поделиться сокровенными мыслями и чувствами. Выслушав впечатления товарища и сравнив их со своими, ребята невольно проводят параллель – коллективное согласие или несогласие становится актом поддержки. Школьник, чье поведение на свечке выделяется, кажется деструктивным или оскорбительным, должен быть взят под тщательный контроль. Может быть, такому ребенку недостает внимания, может –  он ищет возможность побеседовать с вожатым лично.

   Когда оговорены правила взаимного уважения и каждый прислушивается к словам другого, свечка помогает и детям, и вожатым познакомиться ближе. В течение смены, при правильном проведении сбора, опытный вожатый сделает выводы, которые скорректируют его педагогическую работу: например, сможет оценить обстановку в коллективе или провести анализ эмоционального состояния конкретного ребенка.

   Свечка в первые дни смены (а это, как мы помним, есть орг.период) является режимным моментом, поэтому обойтись без нее нельзя. Педагоги, объяснив традиции вечернего сбора, берут на себя ответственность за то, чтобы все сказанное на свечке осталось на свечке. На первом вечернем сборе дети впервые делятся тем, что их пугает, радует или волнует – это дает шанс вожатому узнать подопечных с новой стороны, понять характер их мышления.  Важно помнить, что в период привыкания к лагерю детям жизненно необходим выход эмоций, поэтому свечка с самого начала должна восприниматься не как очередная «обязанность», а как приятная вечерняя рефлексия.

   Середина смены характеризуется кризисными моментами и не зря называется «экватором»: подведены результаты первой половины смены, задана мотивация на оставшиеся дни в лагере. Проводить экваторную свечку следует с позитивным настроем – не стоит ругать детей и давать им почву для новых конфликтов. Задача вожатых заключается в том, чтобы в переходное время ребята могли оглянуться назад и увидеть, какой долгий, интересный и наполненный событиями путь пройден. Обычно серединная свечка позволяет педагогам подвести промежуточные «итоги» своей деятельности и, принимая во внимание слова детей, найти силы для яркого продолжения смены.

   В заключительный период свечки помогают создать нужный фон для прощания с лагерем и для последующей рефлексии. Вожатые на отрядном сборе стремятся примирить детей с фактом отъезда и сделать расставание друг с другом менее болезненным: чтобы постлагерный период прошел спокойно и не заставил ребенка испытать негативные эмоции, вожатым следует с максимальной чуткостью отнестись с организации прощального сбора. Отличным вариантом завершающей свечки станет собрание на открытом воздухе. Например, гости «Евроклуба» всегда с восторгом отзываются о вечернем барбекю: за приготовлением любимого лакомства, маршмеллоу, дети исполняют песни под гитару и наслаждаются уютом костра.

   Таким образом, вожатые с помощью свечки действительно могут оценить результат своих действий и проанализировать, поменять подход, если в работе с детьми были допущены ошибки. Выслушивайте внимательно все высказывания детей, берите на заметку комментарии понравилось/не понравилось – возможно, и вы где-то были неправы. Помните, что комфортная и безопасная среда в детском коллективе во многом зависит от вас.

up